
Помимо бронетракторов, в период Гражданской войны в России активно использовались импровизированные самоходные артиллерийские установки на тракторной базе.
Сама идея приспособить тракторное шасси для этой выдвигалась и ранее — ещё в период Первой мировой войны проекты таких машин разрабатывались во Франции, США и Великобритании и в собственно Российской империи — но полноценно реализовать её на практике и использовать в бою впервые удалось на территории уже бывшей империи Белому движению. В 1919 году по заказу ВСЮР на заводе Нельф-Вильде в Таганроге приступили к бронированию и вооружению тракторов Clayton и Bullock-Lombard, переоборудованных в САУ путём установки 120-мм морского орудия и массивного броневого щита в задней части. Впоследствии данные машины весьма успешно применялись в боевых действиях.
Точное количество построенных на базе «Буллок-Ломбарда» САУ остается неизвестным, но по фотоматериалам доподлинно известно, что было создано не менее двух таких машин. Общее количество подобных машин на различных шасси было невелико — по-видимому, в общей сложности были построены единицы САУ всех типов.
Все выпущенные артиллерийские бронетракторы входили в состав 6-го тракторного дивизиона морской тяжелой артиллерии Кавказского фронта и на протяжении нескольких месяцев применялись в боях против частей РККА. Весной 1920 года, во время боёв на Кубани, несколько САУ на базе тракторов «Клейтон» и «Баллок-Ломбард» были захвачены силами Красной Армии. Трофейные машины были введены в состав 34-го сводного гаубичного дивизиона 9-й Кубанской Армии. Одна из батарей артиллерийских тракторов была потеряна 18 августа 1920 года во время отражения десанта генерала Улагая, судьба же остальных машин остаётся неизвестной.источник
Свежие комментарии